Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи
Центрального района Санкт-Петербурга
«Развитие»
(ППМС-центр «Развитие» Центрального района  Санкт-Петербурга)
Главная страница Сведения об образовательной организации Основные сведения Структура и органы управления Документы Образование Образовательные стандарты и требования Руководство. Пед. (научно-педагогический) состав Материально-техническое обеспечение Стипендии и другие виды материальной поддержки Платные дополнительные услуги Финансово-хозяйственная деятельность Вакантные места для приема (перевода) Доступная среда Международное сотрудничество Организация питания в ОУ Наставничество Новости О ППМС-центре «Развитие» Медиация Дистанционное обучение ТПМПК ИПРА Планы Советы психолога и логопеда Программа Отдел профилактики Расписание Информация для школ и детских садов Профилактика негативных явлений Методические объединения Инновационная деятельность Родителям Противодействие коррупции Безопасность детей Если вы попали в сложную ситуацию Полезные ссылки Контакты Карта сайта
Назад
О пользе скороговорок.

Удивительная вещь - скороговорки! В основном, это  произведения народного творчества, смешные словосочетания и стишки, придуманные людьми для того, чтобы совершенствовать артикуляцию и исправлять индивидуальные дефекты дикции. Они состоят из определенного количества слов с множеством одинаковых звуков, что делает трудным их проговаривание. Наверняка вы вспомнили уже из своего детства пару-тройку примеров, и, несомненно, вы делали это с удовольствием. Почти все они имеют шутливо-насмешливую форму.
Пользу от проговаривания скороговорок очень трудно переоценить. Вы развиваете речевой аппарат, фонематическую и артикуляционную память, обогащаете словарный запас, речевое дыхание и интонационную оформленность. Кроме всего этого, готовите почву к формированию письменной речи. А это очень существенная составляющая - ваш ребенок не будет знать проблем с диктантами! Да еще - это будет ваша совместная деятельность с ребенком. Только делайте это все через игру, весело, если ребенок устал - оставьте его, но непременно возвращайтесь к этому снова и снова.
Как же правильно разучить скороговорку?
1. Сначала медленно прочитайте скороговорку ребенку.
2. Побеседуйте о её содержании, интонации.
3. Медленно, несколько раз вместе с ребенком проговорите скороговорку. Короткие скороговорки постарайтесь произносить на одном дыхании.
4. Если ребенок уже запомнил скороговорку, попросите его произнести её сначала шепотом, потом громче, постепенно ускоряя темп.
5. Предложите посоревноваться в безошибочном произнесении.

Не переживайте о том, что вам придётся силой заставлять ребёнка учить скороговорки. Такой проблемы в основном не возникает. Весь секрет в том, что у деток школьного и дошкольного возраста очень развит соревновательный момент. Им интересно научиться делать то, что их товарищи-одногодки не смогут с ходу повторить. Скороговорки — именно такая вещь, поэтому детки вовлечены в процесс обучения и не замечают усилий, которые нужны для заучивания таких сложных стишков. Выучив скороговорку, они с радостью будут демонстрировать свои умения всем, таким образом, незаметно для себя тренируя технику речи.

ПОЛЕЗНЫЕ СКОРОГОВОРКИ
Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.
2. От топота копыт пыль по полю летит.
3. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
4. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
5. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
6. Около кола колокола, около ворот коловорот.
7. Шакал шагал, шакал скакал.
8. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
9. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
10. Ткет ткач ткани на платки Тани.
11. Водовоз вез воду из-под водопровода.
12. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
13. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
14. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
15. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
16. У елки иголки колки.
17. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
18. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
19. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
20. На меду медовик, а мне не до медовика.
21. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
22. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
23. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
24. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
25. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.
26. У нас гость унес трость.
27. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
28. Рододендроны из дендрария даны родителями.
29. К Габсбургам из Страсбурга.
30. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
31. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
32. Хвалю халву.
33. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Отработка звуков: р, л, м, н
34. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
35. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
36. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
37. Клара-краля кралась к ларю.
38. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
39. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
4о. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
41. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
42. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
43. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
44. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
45. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
46. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. 47. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
48. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
49. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
50. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
51. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
52. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
53. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
54. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
55. Король-орел.
56. Курьера курьер обгоняет в карьер.
57. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
58. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
59. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
60. Талер тарелка стоит.
61. Либретто Риголетто.
62. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
63. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
64. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
65. Во мраке раки шумят в драке.
66. На дороге с утра тарахтят трактора.
67. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
68. Город Нерль на Нерли-реке.
69. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
70. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
71. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
72. А мне не до недомогания.
Отработка звуков: з, с, ж, ш, ч, щ, ц
73. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
74. У осы не усы, не усища, а усики.
75. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
76. Осип охрип, а Архип осип.
77. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
78. Сачок зацепился за сучок.
79. По семеро в сани уселися сами.
80. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
81. Свиристель свиристит свирелью.
82. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
83. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
84. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
85. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
86. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
87. Четверть четверика гороха без червоточинки.
88. Инцидент с интендантом.
89. Прецедент с претендентом.
90. Константин констатировал.
91. У ежа ежата, у ужа ужата.
92. Жутко жуку жить на суку.
93. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
94. Тщетно тщится щука ущемить леща.
95. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
96. Яшма в замше замшела.
97. В Чите течет Читинка.
98. Шушера шушере шуршала, что шурша шушере шуршать мешала.
99.  Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
100. В луже, посредине рощи,  есть у жаб своя жилплощадь. Здесь живёт ещё жилец  - водяной жук-плавунец.

Назад
ППМС-центр «Развитие» Центрального района Санкт-Петербурга,
191015, Санкт-Петербург, Очаковская ул., д. 2а, тел. +7 (812) 271-69-77, razvit.centr@obr.gov.spb.ru