Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи Центрального района Санкт-Петербурга
«Развитие»
(ППМС-центр «Развитие» Центрального района  Санкт-Петербурга )
Главная страница
Главная страница Сведения об образовательной организации О ППМС-центре «Развитие» Администрация и педагоги Документы Дополнительные общеобразовательные программы Отдел профилактики Планы Расписание Доступная среда Информация для школ и детских садов Профилактика негативных явлений Новости Безопасность детей ТПМПК Методические объединения Инновационная деятельность Родительский клуб Советы психолога и логопеда Если вы попали в сложную ситуацию НЕТ КОРРУПЦИИ Полезные ссылки Медиация Контакты и обратная связь Карта сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
ППМС-центр «Развитие» Центрального района Санкт-Петербурга,
191015, Санкт-Петербург, Очаковская ул., д. 2а, тел. +7 (812) 271-69-77, razvitie@center-edu.spb.ru
«Первичная профилактика ВИЧ  в образовательном учреждении через
взаимодействие с районным психологическим  центром»
Перова Наталья Павловна
Викторова Елена Валерьевна
Силина Ирина Николаевна
Молодёжь – мощный ресурс деятельности в области профилактики. Придерживаться безопасного поведения и установок легче, если привыкать к ним заранее. Необходимость проведения информационно-просветительских мероприятий среди населения, в особенности среди молодежи, которая подвергается наибольшему риску заражения ВИЧ, не вызывает сомнения.
Учащиеся всех образовательных учреждений РФ независимо от формы собственности, программ обучения и других различий имеют право на получение адекватной и полной информации, которая помогла бы им избежать заражения ВИЧ и сформировать толерантное  отношение к ВИЧ- инфицированным.
Важная роль в профилактическом образовании принадлежит социальному педагогу, который должен иметь соответствующую профессиональную подготовку и владеть эффективными методиками профилактической работы.
Воспитательно-педагогическая работа с детьми в рамках первичной профилактики включает в себя:

внедрение образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни;

разработку и внедрение внутришкольных и межшкольных мероприятий направленных на формирование толерантного отношения к проблеме ВИЧ, важное место в данном направлении отведено районным псисхолого-педагогическим центрам;

организация волонтерского движения школьников.
Образовательная среда имеет большой ресурс для прямого и опосредованного влияния на систему ценностей детей и подростков, что позволяет в зависимости от целевой аудитории и ожидаемых результатов реализовывать профилактические программы различного уровня. Применение нескольких подходов к профилактике, возможное только в образовательной среде, существенным образом повышает ее эффективность. Дети и подростки, находящиеся в образовательной среде, имеют еще не сформированную систему жизненных ценностей, которую можно пытаться изменить путем проведения профилактической работы и повышения мотивации к здоровому образу жизни. Направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа Эксперты ВОЗ и отечественные ученые выделяют сегодня наиболее перспективные направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа:

 просвещение и информирование в  области ВИЧ/СПИДа;

 обучение ответственному поведению детей и молодежи;

 формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.
Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИД
Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа предполагают обеспечение предоставления всесторонней и точной информации: о механизме инфицирования, путях передачи ВИЧ-инфекции, обстоятельствах, повышающих риск инфицирования (злоупотребление наркотическими средствами и др.), о мерах профилактики. Просветительская деятельность в образовательных учреждениях должна опираться на определенные принципы информирования о ВИЧ, необходимость соблюдения которых доказана международным опытом и подтверждена специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Основные принципы информирования о ВИЧ:

достоверность информации;

 исключение манипулирования  информацией (смешение достоверной и недостоверной информации или подача достоверной информации в контексте, позволяющем делать ложные выводы);

нейтральность в подаче информации;

осведомленное согласие на получение профилактической информации;

взаимоуважение в процессе информирования;

всестороннее представление проблемы (объективность и многоаспектность: рассмотрение физиологического, социального, демографического, правового, духовного, психологического аспектов);

 личностное отношение при информировании о путях предохранения от ВИЧ-инфекции;

адекватность целевой группе;

сочувственное отношение к ВИЧ-инфицированным.
Информирование детей и молодежи в области ВИЧ/СПИДа осуществляют не только специалисты образовательных учреждений, но и родители. Следовательно, необходимо просвещение родителей и лиц, заменяющих их.
Профилактическая работа с различными целевыми группами
Основными субъектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:

 специалисты образовательных учреждений;

 привлеченные специалисты другой ведомственной подчиненности (медицинские работники, работники правоохранительных органов и органов юстиции и т. д.);

 прошедшие специальную подготовку волонтеры из числа родителей
          и учащихся, подростков и молодежи, других заинтересованных категорий населения;

 учащиеся;

 родители учащихся.
Необходимое условие эффективной профилактической деятельности — ориентация не только на учащегося, но и на его семью и на образовательное учреждение (включая работу со специалистами и создание определенной профилактической среды в ОУ), а также на то значимое окружение, которое имеется у учащегося за пределами образовательных учреждений в сфере досуга.
Профилактическая работа с группой несовершеннолетних
Профилактическая работа в этой группе преимущественно направлена на формирование и развитие защитных факторов, препятствующих ВИЧ-инфицированию. Это относится как к биологическим (физиологическим), так и к психологическим и социальным факторам. Поэтому ведущими принципами работы в этой группе являются программы формирования здорового образа жизни детей и подростков, их жизненных навыков, в том числе коммуникативных, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам. Для реализации данного направления сотрудниками ППМСЦ «Развитие» разработаны и внедрены в работу района программы и мероприятия  «Здоровое будущее  в наших руках», «Здоровый стиль жизни», «Я выбираю ….» и т.д.    Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационно-образовательная, просветительская работа по половому воспитанию, а также информация о ВИЧ-инфекции и методах ее предупреждения. Значительные трудности часто возникают при обсуждении вопросов полового воспитания. Эти трудности возникают как у преподавателей (школьные учителя, администраторы и лица, формирующие образовательную политику), так и у родителей, поскольку многие из них не одобряют открытое обсуждение вопросов полового воспитания с детьми и подростками. Эта работа должна проводиться в строгом соответствии с нравственно-этическими нормами и возрастными особенностями детей и подростков.
Наиболее массовой формой профилактической работы, реализуемой социальными педагогами ППМСЦ «Развитие»,  с учащимися является включение в дополнительные (внеклассные) уроки, а также предметы общеобразовательного цикла учебных профилактических модулей.
Учащиеся могут получить более детальную информацию по проблемам ВИЧ/СПИДа, научиться навыкам безопасного и ответственного поведения в рамках специально организованных занятий, например факультативных.
В целях повышения эффективности профилактической работы важно учитывать возрастные особенности учащихся.
В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста наибольшего результата можно добиться комбинированным использованием элементов различных методов психологического воздействия — арттерапии, сказкотерапии, классических дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т. п., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд данной профилактической работы.
Команда волонтеров «А В А Н Г А Р Д» Профориентация Методические рекомендации для педагогов по проведению классных часов по профилактике алкоголизма, курения, наркомании.