
Инклюзивное образование
Огромную роль в адаптации и интеграции людей с особыми потребностями играет образование
и создание инклюзивной образовательной среды. Инклюзия в этом случае означает обучение
детей с ограничениями по здоровью и инвалидностью вместе с остальными детьми.
Кто обучается по инклюзивной программе?
- Дети с ОВЗ и инвалидностью. ОВЗ определяет ТПМПК — специальная комиссия, состоящая
из педагогов, психологов, медиков. Инвалидность устанавливают врачи на медико-социальном
освидетельствовании.
Кто является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?
- Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки
в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ОВЗ определяются адаптированной программой.
- п. 16 ст. 2, п. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»
Ребенок-инвалид – это
- Ребенок –инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной
защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности
лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте
до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется
федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
- Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»
Специальные условия обучения – это
- образовательные программы и методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую
техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического
сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
- обеспечение доступа в здания организаций (безбарьерная среда).
Какие адаптированные (обще)образовательные программы (АООП) реализуют образовательные
организации?
- АООП для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся.
- АООП для слепых, слабовидящих обучающихся.
- АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
- АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- АООП для обучающихся с задержкой психического развития.
- АООП для обучающихся с умственной отсталостью.
- АООП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
- АООП для обучающихся со сложными дефектами.
- ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
Что могут выбрать родители?
Государство предоставляет родителям несколько инклюзивных программ на выбор. Необходимо
определиться с учетом особенностей здоровья ребенка, его дальнейших целей и приоритетов.
- общеобразовательный класс, где учатся дети по стандартной программе без особенностей
здоровья;
- специальные ресурсные классы, где ученики группируются по виду заболевания и обучаются
по специальным программам;
- специальные школы-интернаты для детей с ОВЗ, где классы формируются в зависимости
от типа нарушений. Здесь работают узконаправленные специалисты: тифло- и сурдопедагоги
(первые обучают людей с нарушениями зрения, вторые — слуха), логопеды, дефектологи;
- центры психолого-педагогической или медико-социальной помощи;
- обучение на дому. В этом случае учителя приходят домой и дают индивидуальные уроки.
Однако количество уроков по предметам будет меньше, чем в школе. Ребенок учится по
адаптивной программе и сдает ГВЭ. При желании может сдать ОГЭ и ЕГЭ;
- семейное образование. Ребенок учится дома самостоятельно, при помощи родителей или
репетиторов. В школе сдает промежуточную аттестацию и итоговую в выпускных классах.
Могут ли ребенка с ОВЗ не принять в общеобразовательную школу?
- Нет. Если в классе есть свободные места, администрация не вправе отказать. Это не
касается только школ с конкурсным зачислением, куда дети поступают по результатам
вступительных испытаний. Если нет места в школе по прописке, нужно обратиться в местную
администрацию. Они должны определить ребенка в ближайшую школу, где будут места.
Требуется ли заключение ТПМПК для обучения на дому?
- Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются
заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных
представителей) обучающегося.
- ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Где лучше учиться ребенку?
- Куда определить ребенка: в «обычную» общеобразовательную школу или выбрать адаптированные
варианты обучения?
- Учеба в общеобразовательном классе имеет множество плюсов.
- Ребенок социализируется и адаптируется к реальным условиям жизни. У него появляются
друзья, хобби и кружки. Такой формат обучения полезен и для нормотипичных детей.
Они учатся помогать другим людям, принимать и понимать их.
- Но есть и обратная сторона. Дети с особенностями здоровья могут подвергаться насмешкам
и буллингу со стороны одноклассников. Многое зависит от воспитания детей, ценностей
и особенностей взаимоотношений, которые приняты у них в семье. Также вектор задают
учителя, в особенности — классный руководитель, которые объясняют детям, как нужно
себя вести. Помогают ученикам с инклюзивным обучением влиться в коллектив, поддерживают
их во время учебы.
- Но для ребенка с особенностями развития объемы информации, темпы преподавания и критерии
оценивания могут не подходить. Ему будет сложно учиться. Тогда лучше выбрать специальную
программу или надомное обучение. Если планируете сдавать ОГЭ и ЕГЭ, готовьтесь к
экзаменам самостоятельно.
Прислушайтесь к рекомендациям ТПМПК
Заключение, которое выдает комиссия, никак не ограничивает ребенка и их родителей.
Это скорее рекомендация от специалистов. Родители могут не предоставлять заключение
при поступлении. Но тогда они не смогут рассчитывать на специальные условия для ребенка.
Прежде всего это помощь тьютора (специального педагога, который будет сопровождать
ребенка), занятия с узконаправленными специалистами, например, психологом или логопедом,
специальные учебники, рабочие тетради.
Посоветуйтесь с ребенком. Если есть возможности и желание учиться в классе вместе
с остальными детьми, поддержите его в этом. У вас всегда будет возможность поменять
формат обучения. Будьте на связи с учителями, помогайте ребенку учиться и устанавливать
контакты с одноклассниками.